ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК 


АРХИВИСТ
БИБЛИОТЕКАРЬ
ВОСПИТАТЕЛЬ
ИСТОРИК. АРХЕОЛОГ
КОНСУЛЬТАНТ ПО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ВОПРОСАМ
МЕТОДИСТ МУЗЕЙНОЙ РАБОТЫ
ПСИХОЛОГ
СОЦИОЛОГ
СПОРТИВНЫЙ ТРЕНЕР
УЧИТЕЛЬ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ


АРХИВИСТ
• ХАРАКТЕР РАБОТЫ
Архивист - сотрудник государственной архивной службы, обеспечивающий сохранность документов Государственного архивного фонда, являющегося документальной памятью об историческом опыте прошлого.
Архивист занимается пополнением фондов, использованием их в политических, экономических, научных, социально-культурных целях, а также для обеспечения прав и законных интересов граждан.
Он обеспечивает сохранность документов и материалов, ведет их учет, составляет научно-справочный аппарат к документам, находящимся на государственном хранении, принимает непосредственное участие в экспертизе научной и практической ценности документов, контролирует процесс их отбора на уничтожение. Осуществляет методическое руководство в вопросах комплектования, обеспечения сохранности и делопроизводства во всех организациях, независимо от форм собственности, составляет описи дел постоянного и временного сроков хранения, выдает копии архивных документов, составляет справки на основе сведений, имеющихся в архиве документов, выполняет запросы общественных, государственных организаций, а также индивидуальные запросы граждан.
Архивист пропагандирует архивные документы через СМИ, организует выставки, встречи, конференции, предоставляет документы или их копии для изучения исследователям, разрабатывает нормативные документы по вопросам документирования и архивного дела.
Архивные документы могут быть представлены фотографиями, слайдами, аудио- и видеоматериалами, письмами и в виде электронных записей.
Государственные архивы являются специальными учреждениями, на которые возложены государственные обязанности.
• УСЛОВИЯ РАБОТЫ
В основном представители данной профессии проводят большую часть времени в общении с людьми. Другие работают в архивохранилищах и рабочих кабинетах, где поддерживается определенный режим влажности и температуры, необходимый для сохранности документов. Архивисты имеют регламентированный рабочий день.
• ОБРАЗОВАНИЕ И КВАЛИФИКАЦИЯ
Знания в области истории, литературы, казахского и русского языков, психологии в объеме программы средней школы необходимы для более успешного овладения рассматриваемой специальностью.
Существуют высшие и среднеспециальные учебные заведения, выпускающие специалистов такого профиля - отделения или факультеты университетов и политехнические колледжи.
В целях совершенствования профессиональных навыков проводятся мероприятия по повышению квалификации архивистов (стажировки, участие в семинарах, лекции, курсы).
• ТРЕБОВАНИЯ
Специальность архивиста требует от человека терпения, усидчивости, аналитических способностей, аккуратности в обращении с документами и материалами, корректности в общении с людьми.
• РОДСТВЕННЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Историк.



БИБЛИОТЕКАРЬ
• ХАРАКТЕР РАБОТЫ
Библиотекарь - профессия, содержанием которой является выполнение комплекса библиотечных процессов: организация и комплектование фондов, обслуживание читателей, пропаганда литературы, формирование читательских интересов и удовлетворение читательских потребностей. Библиотекарь собирает, систематизирует и хранит библиотечный материал, а также создает систематический, алфавитный и тематический информационные каталоги. Он помогает читателям библиотеки найти нужную информацию.
В работе библиотекаря можно выделить три основные функции: обслуживание читателей, классификация и обработка библиотечного материала и административно-хозяйственная работа.
Библиотекарь отдела обслуживания работает непосредственно считателями, помогая найти им нужную информацию. Это включает анализ запрашиваемой информации, ее поиск и предоставление заказчику.
В обязанности библиотекаря отдела технического обслуживания входит приобретение книг, журналов, газет и другого материала, внесение их в каталог, подготовка к использованию, а также реставрация используемого материала.
Работник административно-хозяйственного отдела контролирует и управляет работой персонала библиотеки, участвует в составлении бюджета, координирует деятельность всех отделов. Библиотекарь может совмещать функции разных отделов.
В небольших библиотеках или информационных центрах библиотекарь управляет всеми аспектами работы. Он готовит книжные обзоры, картотеки периодической литературы и новых поступлений, отбирает и закупает материалы. Составляет каталог, классифицирует новую литературу по темам и предметам, тем самым облегчая пользователям ее поиск. В крупных библиотеках работники имеют более узкую специализацию.
Существуют различныетипы библиотек: публичные, школьные, детские, академические и специальные, которые обслуживают определенные группы читателей. Библиотекарь может работать в информационных центрах или библиотеках при правительственных организациях, корпорациях, юридических фирмах, рекламных агентствах, музеях, профессиональных ассоциациях, медицинских центрах, религиозных организациях, исследовательских лабораториях, университетах. Многие библиотеки имеют компьютерные терминалы и компьютеризируют базы данных и каталог. С расширением использования электронных баз данных и автоматизированных информационных систем упрощается и ускоряется процесс поиска необходимой информации.
• УСЛОВИЯ РАБОТЫ
Библиотекари имеют регламентированный рабочий день. Часть из них работает непосредственно с читателями, другая в книгохранилищах. Библиотечным сотрудникам приходится постоянно иметь дело с большим разнообразием характеров, вкусов и интересов читателей.
• ОБРАЗОВАНИЕ И КВАЛИФИКАЦИЯ
Для более успешного овладения этой специальностью необходимы знания в области литературы, казахского и русского языков, психологии и информатики в объеме программы средней школы.
Для публичных, академических и специализированных библиотек требуются специалисты, имеющие высшее образование, которых готовят в гуманитарных университетах на специализированных факультетах и отделениях.
• ТРЕБОВАНИЯ
Успешной работе библиотекаря способствуют не только профессиональные знания и умения, но также некоторые психологические свойства личности, в частности, коммуникативные свойства, проявляющиеся в различных способах и приемах общения с читателями. Легкость в общении, такт и эмоциональная выдержка, деликатность и приветливость - такие качества характера помогают библиотекарю установить с читателем взаимопонимание и оказать ему необходимую помощь.
К памяти библиотекаря предъявляются повышенные требования. За день ему приходится просматривать сотни названий книг, фамилий авторов и читателей, пространственное расположение книг, разделов, закладок в читательских формулярах и др.
В некоторые библиотеки требуются специалисты со знанием иностранного языка и умением работать с компьютером.
• РОДСТВЕННЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Архивист, методист музейной работы.



ВОСПИТАТЕЛЬ
• ХАРАКТЕР РАБОТЫ
Существуют разные виды дошкольных учреждений: ясли, ясли-сад, детский сад. В этих учреждениях воспитываются дети до шести - семи лет и работают воспитатели детского сада.
Проникновение в духовный мир ребенка помогает воспитателю найти взаимопонимание с детьми. От того, насколько правильно и быстро воспитатель найдет подход к каждому, сумеет организовать жизнь детей в условиях дошкольного учреждения, зависит, будут ли эти дети спокойными, ласковыми, общительными или же вырастут беспокойными, настороженными, замкнутыми.
Воспитатель делает все, чтобы ребенок быстро и безболезненно привыкал к новым людям и новой обстановке. Забота о состоянии здоровья детей в детских садах, выполнение ими режимных мероприятий - еда, сон, закаливание, прогулки, физические упражнения - входит в обязанность воспитателя.
По мере роста и развития детей воспитатель проводит с ними сюжетно-ролевые игры, где каждый ребенок берет на себя определенную роль. Такие игры не только развивают, но и учат умению общаться со сверстниками. В работе с самыми маленькими воспитатель уделяет большое внимание физическим упражнениям и подвижным играм - они приносят малышам огромную радость, формируют у них двигательные навыки.
Воспитатель общается и с родителями детей: на собраниях, в индивидуальных беседах и на консультациях.
Воспитатель детского дома. В детских домах воспитываются дети, не имеющие родителей. Воспитатель здесь в немалой мере может заменить ребенку
родителей. Ребенок всегда должен чувствовать, что около него есть взрослый человек, который в любой момент поможет ему, придет на помощь, ответит на волнующий вопрос, позаботится о нем. Постоянное общение с ребенком- важнейшая служебная функция воспитателя. Воспитатель поддерживает постоянную связь с учителями, бывает на уроках, хорошо знает учебные программы. Важная обязанность воспитателя -организовать приготовление уроков своими воспитанниками, обучить их приемам самостоятельной учебной работы. Воспитатель организует не только деятельность детского коллектива в целом, но и личные взаимоотношения детей между собой.
• УСЛОВИЯ РАБОТЫ
Труд воспитателя требует большого нервно-психического напряжения. Это обусловлено как содержанием его деятельности, длительным пребыванием среди множества людей, так и огромной ответственностью, которая возложена на него. Воспитатели в детских сад ах имеют регламентированный рабочий день, а в детских домах они периодически дежурят ночью, работают в праздничные и в выходные дни.
• ОБРАЗОВАНИЕ И КВАЛИФИКАЦИЯ
Для успешного овладения этим видом деятельности необходимо знание основ психологии и литературы, казахского и русского языков в объеме программы средней школы.
Учебных заведений, которые специально готовят воспитателей для детских домов, нет. Это те же учебные заведения, которые готовят воспитателей для детских садов и учителей общеобразовательной школы. Но специальную подготовку они получают на курсах в институтах усовершенствования учителей. Профессию воспитателя можно получить также в педагогическом колледже. В процессе профессиональной подготовки будущие воспитатели получают знания не только по педагогике, психологии, анатомии и физиологии человека, ной по другим специальным дисциплинам.
• ТРЕБОВАНИЯ
Воспитатель всегда должен быть интересен для своих детей, слыть хорошим организатором, обладать качествами лидера. Для того, чтобы умело создавать личность, воспитателю желательно обладать такими профессиональными качествами, как наблюдательность, отзывчивость, внимательность, терпеливость, а также умением привлечь внимание и организовать поведение одновременно многих детей.
Специальные знания по педагогике, психологии помогают ему в этом. Организаторские способности, интерес и любовь к детям и чувство ответственности - вот главные качества воспитателя. Ему нередко приходится мастерить, клеить, играть и петь с детьми, и этому уделяется значительное внимание в профессиональной подготовке.
• РОДСТВЕННЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учитель начальной школы.

 


 

ИСТОРИК. АРХЕОЛОГ
• ХАРАКТЕР РАБОТЫ
Историк занимается исследованием и анализом прошлого человеческого общества - как сложнейшей совокупности процессов и событий, представленных во времени и пространстве. Историк может специализироваться в изучении определенной страны или региона, определенного времени или периода прошлого (история древнего мира, история средних веков, история нового времени) и в изучении определенного комплекса проблем - государственно-политической, экономической, политической и социальной, культурно-бытовой жизни общества.
В своей работе он использует разнообразные источники информации, которые содержат различного рода исторические факты, такие как эпиграфика (надписи и рисунки на скалах, надгробных стелах и т.д.), нарративные источники (описательные), статистические, археологические, архивные, этнографические, изустные (сказания, предания, легенды, фольклор), методические и методологические разработки. Лишь на основе исследований историков возможно познание формирования, развития, функционирования законов развития общества.
Археология является одной из составных частей истории. Археолог занимается изучением прошлого человечества по дошедшим до наших дней материальным источникам, к которым относятся предметы культуры и быта прошлых времен, все то, что является продуктом деятельности человека. Они занимаются исследованием и поисками орудий труда, предметов быта и строительных конструкций, украшений, посуды, произведений искусства и т.д. Археолог исследует и публикует находки и результаты раскопок и восстанавливает по этим данным историческое прошлое человечества. Его исследования позволяют расширить пространственные и временные горизонты истории, существенно дополнить данные письменных источников и исторических исследований.
Помимо археологии существуют и другие составные части истории, важнейшими из которых являются:
- этнография и этнология - описание и изучение культуры народов;
- антропология - наука, изучающая процесс становления и развития эволюции человека;
- востоковедение - изучает историю и культуру народов Азии и Африки.
• УСЛОВИЯ РАБОТЫ
Историк занимается научно-исследовательской работой, обычно в библиотеках, музеях, архивах, где он собирает необходимую информацию. Как и всякий творческий труд, работа историка не нормирована.
Археолог, этнограф участвуют в полевых исследованиях, которые могут быть сезонными и круглогодичными. Историк и археолог могут заниматься не только научной, но и преподавательской деятельностью в школах, средних и высших учебных заведениях.
• ОБРАЗОВАНИЕ И КВАЛИФИКАЦИЯ
Для успешного овладения профессией историка необходимо знание основ истории, литературы и географии. Специальность можно получить на отделениях или факультетах истории университетов. Научную квалификацию - в аспирантуре вузов и научно-исследовательских институтов.
• ТРЕБОВАНИЯ
Эти специальности предъявляют такие требования, как абстрактное, творческое и логическое мышление, объективность, внимательность к изучаемому материалу, интерес к делу. История - наука, где огромную роль играет сила мысли и интеллекта.
• РОДСТВЕННЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Социолог, политолог, философ, искусствовед, культуролог, религиовед (теолог).   



КОНСУЛЬТАНТ ПО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ВОПРОСАМ
• ХАРАКТЕР РАБОТЫ
Главное предназначение социальных консультантов - помощь людям. Они помогают нам справляться с такими проблемами, как серьезные болезни, ранние и нежелательные беременности, наркотическая и алкогольная зависимость, безработица, отсутствие жилья, антисоциальное поведение и другие.
Они работают с семьями, имеющими серьезные проблемы с детьми или проблемы непонимания между супругами. Через консультации они помогают клиентам определить их реальные трудности, найти приемлемые решения и способы преодоления стрессовых ситуаций. Они распространяют информацию: как и где можно получить консультацию, где пройти реабилитационные программы по избавлению от алкогольной и наркотической зависимости, какие организации хотят помочь пожилым людям и пр. Они могут привлекать клиентов к работе в социальных службах в качестве волонтеров.
Сотрудники социальных служб могут специализироваться в различных областях: семейное консультирование, работа с трудными подростками или детьми из неблагополучных семей, работа в клиниках для душевнобольных, медицинских социальных службах, в реабилитационных центрах, психологических службах, «телефонах доверия» и т.д.
В семейных консультациях они проводят беседы и консультации для людей, имеющих серьезные семейные проблемы, как непонимание между родителями и детьми, супружеские измены, конфликты между супругами и т.д.
Социальные службы, работающие с «трудными» детьми и подростками из неблагополучных семей, занимаются проблемами антисоциального поведения детей и подростков, случаями жестокого обращения с детьми, привлекают внимание общественности к этим проблемам и содействуют клиентам в возвращении к нормальному образу жизни. Сотрудники реабилитационных центров помогают бывшим заключенным, людям, пережившим эмоциональный стресс, страдающим неврозами, наркоманам и алкоголикам вернуться к нормальному образу жизни. Они проводят различные тренинги, беседы и консультации.
Работники медицинских социальных служб ухаживают за больными и одинокими людьми, оказывают поддержку больным СПИДом, работают в домах для престарелых.
• УСЛОВИЯ РАБОТЫ
Социальные консультанты имеют регламентированный рабочий день. Сотрудники неправительственных организаций такого профиля могут трудиться неполный рабочий день, совмещая эту работу с основным занятием. Иногда им приходится навещать клиентов дома. Это относится к медицинской социальной службе и к сотрудникам детских социальных служб.
• ОБРАЗОВАНИЕ И КВАЛИФИКАЦИЯ
Для успешного овладения данным видом деятельности необходимо знание основ психологии, этики и эстетики в объеме программы средней школы.
В нашей стране нет специальных учебных заведений, выпускающих специалистов такого профиля. В этой области могут трудиться специалисты по психологии, медицинские работники, педагоги, психиатры, сексологи и сексопатологи. Все они должны иметь высшее образование и степень бакалавров или магистров в своей области. Медицинские работники могут иметь высшее или среднее медицинское образование.
• ТРЕБОВАНИЯ
Работа в социальных службах требует от человека таких качеств, как внимание, эмоциональная чувствительность, ответственность, такт, терпение, гибкость, умение слушать собеседника.
• РОДСТВЕННЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Консультанты, детские психологи, консультирующие психологи, психиатры, сексологи, медицинские работники, учителя и т.д.  

 

МЕТОДИСТ МУЗЕЙНОЙ РАБОТЫ
• ХАРАКТЕР РАБОТЫ
Методист музейной работы исследует, анализирует, описывает и контролирует сохранность вверенных ему коллекций, реставрирует предметы, ценности и документы для того, чтобы они могли быть использованы исследователями, представлены на выставках, в публикациях и образовательных программах.
Методист этого профиля следит за сохранностью коллекций и работает над ними вместе с другими специалистами. Он может помогать в создании различных образовательных и публицистических программ, семинаров, курсов, а также проводить большую исследовательскую работу по темам их коллекций. Методист музейной работы имеет дело в основном с материальными предметами и историческими памятниками.
Он участвует в работе по экспертизе научной и практической ценности экспонатов коллекций. Он несет ответственность за коллекции в музеях, зоопарках, ботанических садах, природных центрах. Он проводит большую исследовательскую работу специализируясь в различных областях - истории, искусстве, живописи, палеонтологии, археологии, ботанике, зоологии и т.д. Он может координировать деятельность исследователей, реставраторов, специалистов по консервации музейных экспонатов, а иногда совмещать эти специальности. В своей работе он использует различное оборудование - микроскопы, рентгеновские лучи, специальное освещение и другое лабораторное оборудование.
• УСЛОВИЯ РАБОТЫ
Методист музейной работы имеет регламентированный рабочий день.
Обычно он трудится в лабораториях и офисах, где поддерживается определенный режим влажности и температурный режим, необходимый для хранения экспонатов и материалов. Методист исторических и природных музеев может проводить часть рабочего времени на открытом воздухе.
• ОБРАЗОВАНИЕ И КВАЛИФИКАЦИЯ
Знания в области истории, литературы, казахского и русского языков, истории и психологии в объеме программы средней школы необходимы для более успешного овладения этой специальностью.
Существуют высшие и средние специальные учебные заведения, выпускающие специалистов в этой области. Здесь могут работать специалисты по истории, искусствоведы, археологи, палеонтологи, зоологи, ботаники и т.д. - в зависимости от ориентации музея.
Начать свою трудовую деятельность в згой области можно, имея аттестат о среднем образовании, или пройдя индивидуальное обучение непосредственно на рабочем месте. Закончившие среднюю школу, могут работать в качестве помощников или учеников специалистов, продолжая свое образование на заочных или вечерних формах обучения без отрыва от производства.
• ТРЕБОВАНИЯ
Методисту необходимо быть аккуратным в обращении с музейными экспонатами и образцами, иметь определенные знания, соответствующие профилю музея, обладать качествами администратора и менеджера, если его работа связана с организацией выставок, а также аналитическими и исследовательскими способностями.
• РОДСТВЕННЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Историк, археолог, искусствовед , антрополог и т.д.    

 

ПСИХОЛОГ
• ХАРАКТЕР РАБОТЫ
Психологи изучают психические процессы и поведение человека, пытаясь понять и объяснить механизмы их протекания, изменчивость человеческого поведения, влияние на него биологических и социальных факторов.
Психологи-исследователи изучают процесс формирования представлений, способностей, установок и стереотипов, как на уровне отдельной личности, так и на уровне целых социальных групп, причем методы исследования могут быть самыми разными в зависимости от области исследования: это наблюдение, тестирование, опросы, интервью, экспериментальные методы и т.д. Они изучают протекание мыслительных процессов, психических, познавательных и эмоциональных аспектов человеческого поведения, исследуют такие психические процессы, как память, внимание, ощущения и восприятие, мышление, речь и т.д.
Психологи активно применяют свои знания на практике, занимаясь консультационной, психокоррекционной деятельностью, проведением различных тренинговых программ, принимают участие в социологических и маркетинговых исследованиях и т.д.
Внутри этой дисциплины существует множество специализаций.
Медицинские психологи занимаются вопросами диагностики, коррекции и реабилитации больных, изучая психологические закономерности, связанные с возникновением и течением болезней, влиянием тех или иных заболеваний на психику человека, обеспечением оптимальной системы оздоровительных воздействий, характером отношений больного человека с микросоциальным окружением. Они исследуют взаимодействие психических и физиологических процессов при возникновении и развитии болезней, анализируют психологическое воздействие лечебных методов и средств в целях обеспечения их максимального положительного влияния на физическое и психологическое состояние пациента.
Социальные психологи изучают закономерности общения и взаимодействия людей (роль общения в структуре общественных и межличностных отношений, его структуру, функции и способы воздействия в процессе общения и т.д.), включенных в различные социальные группы (профессиональные, возрастные, этнические и т.д.). Давая психологические характеристики этих социальных групп, психологи исследуют такие процессы, как групповая сплоченность, проблемы лидерства в группе, влияние групповых установок и стереотипов на личность и на процесс ее взаимодействия с представителями других социальных групп, социальные роли, закономерности развития групп и т.д.
Возрастные психологи исследуют закономерности психического развития и формирования личности на протяжении всей жизни человека от рождения до старости, анализируя возрастную динамику психических процессов, влияние на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий. Они принимают активное участие в разработке школьных программ, с учетом возрастных психологических особенностей.
Инженерные психологи занимаются разработкой и реализацией мероприятий, способствующих повышению продуктивности и качества работы служащих на предприятиях, например, профессиональный подход к проблеме подбора кадров для предприятия, повышение квалификации персонала на основе различных обучающих программ, реорганизация рабочих мест. Инженерные психологи могут оказывать помощь руководству организаций и промышленных предприятий в разработке политики компании, планировании и решении социальных проблем служащих и т.д.
Консультирующие психологи помогают людям справляться с проблемами повседневной жизни -личными, социальными, профессиональными и т.д. Процесс общения между психологом и обратившимся за помощью человеком актуализирует дополнительные психологические силы и способности , которые могут обеспечить поиск новых возможностей выхода из сложной ситуации.
Зоопсихологи изучают формирование психических процессов у животных, происхождение психики и ее развитие в процессе эволюции, биологические предпосылки и предысторию зарождения человеческого сознания.
В данном описании представлены лишь несколько основных областей применения психологических знаний.
• УСЛОВИЯ РАБОТЫ
Условия работы психологов определяются областью применения их знаний. Психологи-исследователи занимаются сбором необходимых данных и информации, их обработкой и анализом, пишут научные статьи и отчеты. Некоторые из них занимаются лабораторными исследованиями, другие принимают участие в опросах, третьи заняты анализом данных, полученных в ходе опросов и лабораторных экспериментов. Психологи имеют регламентированный рабочий день, но могут трудиться сверхурочно. Особенность этой профессии такова, что психологи (в основной своей массе) находятся в постоянном контакте с людьми.
• ОБРАЗОВАНИЕ И КВАЛИФИКАЦИЯ
Для успешного овладения этой специальностью необходимо знание основ психологии, математики, биологии, информатики в объеме программы средней школы.
Получить диплом психолога можно на отделениях психологии высших учебных заведений. Для успешного освоения этой специальности необходимы знания основ биологии, математики, истории, философии. Выпускники получают степень бакалавра или магистра.
Имеющие степень бакалавра, могут преподавать психологию в средней школе, лицеях, гимназиях, работать психологами-консультантами в детских садах, школах и на предприятиях. Психологи работают в министерствах, ведомствах, администрациях, предприятиях и частных организациях. Выпускники, имеющие степень магистра, могут претендовать на менеджерские и исследовательские позиции, преподавать в вузах.

• ТРЕБОВАНИЯ
Профессия психолога требует от человека тактичности, внимания, доброжелательности, умения слушать собеседника, общей эрудиции, исследовательских и аналитических способностей.
• РОДСТВЕННЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Социологи, маркетологи, философы, психотерапевты.   



СОЦИОЛОГ
• ХАРАКТЕР РАБОТЫ
Социология - это наука об обществе, как целостной системе, которая изучает законы развития, становления и функционирования общества и общественного мнения, социальные отношения и взаимодействие социальных групп.
В социологии различают два уровня представленности знания - теоретический и практический. При этом теоретический опирается на эмпирический (практический) уровень, составляя с ним единое целое.
Социологи-теоретики изучают закономерности развития общества, анализируют и обобщают эмпирические данные и создают теоретические разработки, позволяющие определить причинно-следственные связи в исследуемых процессах. Они разрабатывают различные социальные программы и выступают консультантами в ходе их реализации.
Социологи-практики проводят конкретную практическую работу, связанную с организацией и проведением исследований, обработкой и обобщением полученных результатов и данных опросов общественного мнения.
Используемые социологами количественные и качественные методы достаточно разнообразны - это наблюдение, опросы, контент-анализ (анализ документов), проведение фокус-группы, анкетирование, интервью и пр. Результаты и данные социологических исследований используются в политической, экономической, культурной сферах общественной жизни. Эта информация важна и интересна для политиков, экономистов, бизнесменов, для масс-медиа, психологов, демографов, историков, культурологов, для всех, кто заинтересован в решении социальных проблем и формировании общественного мнения.
Существуют различные специализации внутри этой дисциплины, что позволяет социологам работать в различных сферах: в агентствах и институтах, занимающихся проведением опросов общественного мнения и маркетинговых исследований, рекламных агентствах и маркетинговых отделах компаний и фирм, в медицине, системе образования, в различных государственных структурах и т.д.
• УСЛОВИЯ РАБОТЫ
Большинство социологов занимаются исследовательской деятельностью, проводя сбор и анализ данных. Работающие в правительственных и неправительственных организациях и частных фирмах имеют регламентированный рабочий день, однако специфика их труда такова, что нередко приходится работать сверхурочно (материалы и данные социологических исследований устаревают достаточно быстро). В основном труд социологов - это работа в команде.
• ОБРАЗОВАНИЕ И КВАЛИФИКАЦИЯ
Для более успешного овладения этой специальностью необходимо знание основ математики и информатики, истории в объеме программы средней школы.
Получить профессию социолога можно на социологических отделениях университетов. Выпускники удостаиваются степени бакалавра или магистра.
Социологи, имеющие степень бакалавра, могут преподавать социологию в средней школе, лицеях, гимназиях и в средних специальных учебных заведениях. Работать в качестве социологов-прогнозистов в социологических службах министерств, ведомств, администраций, предприятий и частных организациях. Выпускники, имеющие степень магистра, могут претендовать на менеджерские позиции, преподавать в вузах. Учебные программы по специальности социология включают такие курсы, как статистика, методы исследования, история социологии, социологические теории и другие специальные курсы.
• ТРЕБОВАНИЯ
Социологи должны обладать аналитическим мышлением, творческими способностями, быть коммуникабельными, объективными при анализе данных, аккуратными в их обработке.
• РОДСТВЕННЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Психологи, журналисты, статистики, маркетологи и т.д.   



СПОРТИВНЫЙ ТРЕНЕР
• ХАРАКТЕР РАБОТЫ
Помимо видовых различий в деятельности тренеров их различают по принадлежности к детскому, юношескому или взрослому спорту. Это предполагает специализацию и специфику, особые задачи, формы и методы тренерской работы. Имеются различия и в профессиональной деятельности тренеров.
В детских спортивных школах и секциях обычно осуществляются профессиональный отбор и начальная спортивная подготовка детей, вплоть до кандидата в мастера спорта и мастера спорта. Второй уровень тренерских кадров занимается подготовкой спортсменов высокой квалификации - для сборных команд города, области, страны. И третья группа тренеров работает со сборными командами страны, т.е. со спортсменами высокого класса - рекордсменами и чемпионами страны, Европы, мира и Олимпийских игр.
Основная цель тренерской работы - это подготовка спортсменов высокого класса, способных выигрывать соревнования самого высокого ранга. Для тренера чрезвычайно важно сохранить или даже вновь сформировать в условиях предельных нагрузок личность ученика, сделать так, чтобы индивидуальность каждого нашла свое проявление в спортивной деятельности. Поэтому тренер находится в постоянном контакте с медиками, физиологами, психологами и представителями других профессий.
•УСЛОВИЯ РАБОТЫ
Тренер практически не имеет нормированного рабочего дня. Разнообразие видов спорта предполагает столь же большое разнообразие условий его труда. Например, для тренеров по техническим видам спорта характерна деятельность на аэродромах, автодромах, треках, специальных трассах. Тренеры по легкой атлетике летом трудятся на открытом воздухе, а зимой в залах, манежах, крытых стадионах. Альпинисты тренируются высоко в горах, в любое время года, а хоккеисты и фигуристы - на крытых катках и т.д.
Тренеры испытывают огромное нервное напряжение во время соревнований. Часто ездят в длительные командировки - на соревнования и сборы.
• ОБРАЗОВАНИЕ И КВАЛИФИКАЦИЯ
Для успешного овладения этим видом деятельности необходимо знание основ анатомии и физиологии человека, психологии в объеме программы средней школы.
Профессиональная подготовка тренеров осуществляется Казахским институтом физической культуры, региональными университетами или колледжами спортивного профиля. Основную массу тренерских кадров составляют бывшие спортсмены высокой квалификации.
• ТРЕБОВАНИЯ
Тренер должен быть терпелив и тактичен со своими подопечными, обладать организаторскими способностями, быть ответственным, физически выносливым.
• РОДСТВЕННЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Преподаватель физической культуры.   

 

УЧИТЕЛЬ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
• ХАРАКТЕР РАБОТЫ
Учитель начальных классов. У учащихся первых - третьих классов один учитель. Для ребят он самый главный человек. В школе все для них начинается с учителя, который приобщает их к школьным заботам, помогает преодолевать первые трудные шаги в школьной жизни. Прежде всего он знакомится с родителями будущих учащихся, беседует с каждым о его ребенке - это поможет в дальнейшей работе. Учитель развивает в своих питомцах любознательность, стремится привить привычку преодолевать трудности, формирует потребность в знаниях. Он учит детей не только общеобразовательным предметам (письму, счету, чтению и т.д.), но и сопереживанию, взаимовыручке, умению понимать другого, уважать достижения товарищей, любить прекрасное.
Учитель средней школы. Труд учителя осуществляется в нескольких направлениях, три из которых относятся к прямым служебным обязанностям. Первое - обучение и воспитание учащихся, которое осуществляется прежде всего на уроках, а также во время внешкольной работы. Второе - тесная связь с семьями учащихся, работа с родителями. Третье - постоянное совершенствование профессионального мастерства. Учитель стремится быть в курсе событий внутренней и международной жизни страны, он много читает. Постоянная и непрерывная работа над собой - это для него объективная необходимость.
Учитель должен хорошо знать своих подопечных, без чего просто невозможно их обучение и воспитание. Он постоянно общается с ними в формальной или неформальной обстановке, изучает все, что они делают - их письменные работы, поделки, их интересы, чтобы лучше понять их характер, возможности и способности. Средства, которые использует учитель, многочисленны и разнообразны, но главными всегда были и остаются - его слово и пример.
Преподаватель средних и высших учебных заведений проводит обучение студентов по соответствующему предмету, готовит их к практическому применению полученных знаний. Организует и контролирует самостоятельную работу учащихся, планирует учебный материал и обеспечивает выполнение студентами учебной программы. Кроме того он контролирует успеваемость студентов и соблюдение ими учебной дисциплины.
Учитель-дефектолог готовит к полноценной трудовой и общественной жизни детей с различными отклонениями в физическом или психическом развитии. В зависимости от особенностей дефекта у детей обучающие и воспитывающие их педагоги специализируются: тифлопедагог занимается с детьми с нарушениями зрения, сурдопедагог - слуха, олигофрено-педаеог - с нарушениями интеллектуального развития, логопед восстанавливает нарушенную речь.
Учитель-дефектолог - это одновременно и преподаватель определенного предмета или учитель начальной школы, который вооружен целой системой специальных знаний. Так, тифлопедагог обучает слепых письму точечным шрифтом, формирует у них навыки осязательного восприятия наглядных пособий, предметов, учит ориентироваться в пространстве. Сурдопедагог обучает глухих детей дактилологии - ручной азбуке - и умению общаться на ее основе. Олигофрено-педагог обучает, воспитывает и подготавливает к самостоятельной жизни детей с нарушенным интеллектуальным развитием. Особая работа у логопеда. Исправлять нарушения речи приходится у детей дошкольного возраста, у учащихся школ и даже у взрослых.
• УСЛОВИЯ РАБОТЫ
Учитель (преподаватель) имеет регламентированную рабочую неделю и двухмесячный оплачиваемый отпуск. Помимо своих основных функций он уделяет большое внимание внеклассной работе. Чувство ответственности за учеников, встречи с разными характерами ведут к большому психическому напряжению, что требует волевых усилий и целеустремленности в решении педагогических задач.
• ОБРАЗОВАНИЕ И КВАЛИФИКАЦИЯ
Для успешного овладения этим видом деятельности необходимо знание основ психологии, будущей преподаваемой дисциплины, казахского и русского языков, истории и ораторского искусства в объеме программы средней школы. Учителей начальных классов готовят педагогические колледжи. Учителями музыки и пения могут стать выпускники музыкальных колледжей и консерваторий и институтов культуры. Учителей и преподавателей всех других специальностей готовят университеты. Преподаватели начинают свою карьеру обычно с должности ассистента, затем, по мере приобретения опыта, они продвигаются на позиции преподавателя и старшего преподавателя. Преподаватели, имеющие степень кандидата наук, могут занимать должность доцента кафедры. Имеющие степень доктора наук могут стать профессорами вуза.
• ТРЕБОВАНИЯ
Работа учителя требует большой выдержки, терпения, самообладания и настойчивости. Доброта и забота, любовь к детям, чувство долга и ответственности за их судьбу - непременные качества и учителя-дефек-толога.
К личности учителя предъявляются высокие требования. Прежде всего он должен быть высоконравственным человеком, обладать сильной волей, выдержкой, настойчивостью и терпением. Ему следует быть очень внимательным, уметь быстро ориентироваться во внезапно возникающих ситуациях. У педагога недопустимы дефекты речи, речь его требует выразительности, дикция - четкости. Для учителя начальных классов обязательна общительность. Эти же качества
можно отнести и к личности преподавателя, который помимо знаний по предмету, обязан владеть приемами изложения материала, уметь контролировать аудиторию, общаться со слушателями.
• РОДСТВЕННЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вышеописанные специальности являются родственными.